Дек 062018
 

Эффективные руководители – это люди, которые умеют организовать работу так, чтобы она приводила к нужному результату. Но только выполнять свои прямые обязанности не достаточно, нужно многому учиться и учить, уметь мотивировать себя и других, развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом. В этой статье мы поговорим о том, как стать эффективным руководителем.

productive-boss

  1. Подавать пример

Руководителю всегда стоит помнить о том, что он подаёт пример своим сотрудникам. Поэтому его действия ни в коем случае не должны расходиться со словами. Если руководитель говорит, чтобы все приходили вовремя, а сам постоянно опаздывает, его не будут слушать. Если он просит подчинённых соблюдать дресс-код, но не делает этого, они тоже будут нарушать правила компании. Поэтому, чтобы сотрудники продуктивно работали, улыбались клиентам и подавали интересные идеи, нужно показывать им пример, чтобы всё это стало для них естественным.

  1. Контролировать, когда это нужно

Кажется, что руководитель должен контролировать всё и всегда, предотвращать любую ошибку и тушить все пожары. Но так сотрудники вряд ли смогут стать самостоятельными. Иногда придётся позволить им совершать ошибки и срывать сроки, чтобы они научились нести ответственность за свою работу. Контроль каждого шага отнимает уйму времени, которое можно потратить на более важные дела.

Предоставить сотрудника самому себе тоже не выход. В мире не так много людей, которые могут сами ставить себе задачи и сами контролировать их выполнение. Они должны чувствовать контроль, но при этом знать, что результат работы – на их совести. Выход есть: например, контролировать только самые важные задачи, а что-то менее важное полностью доверять сотрудникам. Или регулярно встречаться с ними и обсуждать текущую работу. Так руководитель вовремя узнает, если на каком-то проекте возникли проблемы.

  1. Быть честным

Если в вашей жизни есть человек, который способен сказать вам правду в лицо – считайте себя счастливцем. А ещё лучше, воспитывайте эту черту в себе. Быть честным со своими сотрудниками порой очень сложно, но это необходимо. Только так они станут лучше, а вы – эффективнее. Не нужно хвалить их, лишь бы казаться хорошим боссом. Если они допустили ошибку, обязательно скажите об этом.


Люди учатся на ошибках, и если они не знают, что где-то промахнулись, то будут повторять этот опыт раз за разом. Объясните сотруднику, в чём он ошибся, вместе обсудите решение проблемы – пусть предложит, как исправить ситуацию. Иногда человек ведёт себя безответственно и неправильно просто потому, что не замечает этого за собой.

  1. Быть требовательным

Требовательным можно быть по-разному. Одно дело – заставлять человека сделать невозможное и терроризировать его из-за каждой задачи, и совсем другое – помогать ему открывать новые возможности в самом себе. Лучше всего это описывает история Стива Джобса. Он умел показать людям, что они способны на большее. Даже, когда они сами в это не верили.

Например, однажды Джобс заставил свою подругу Элизабет Холмс вести машину, несмотря на то, что она не умела водить автомобиль с ручной коробкой передач. В книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс» она рассказывает: «Мы выехали на шоссе, Стив заставил меня сесть за руль и сам переключал передачи, пока мы не разогнались до 90 километров в час. Тогда он поставил альбом Дилана Blood on the Tracks, положил мне голову на колени и уснул. Стив всегда вёл себя так, будто способен на всё, а значит, и остальные тоже все могут. Он доверил мне свою жизнь. И это заставило меня сделать то, на что я раньше никогда не решилась бы… Если веришь Стиву, то сможешь всё».

Мудрые руководители знают, что многим людям свойственно недооценивать себя. Поэтому когда к ним приходит сотрудник с потрясающим решением задачи, они говорят: «Ты можешь лучше». И действительно, в следующий раз этот гений найдёт решение, которое затмевает предыдущее.

  1. Учить и учиться

Когда новый человек приходит в компанию, он испытывает огромный стресс. Его встречают новые люди, новые задачи, всё чужое и непонятное. В такой ситуации лучшее, что может сделать руководитель, – это помочь новичку освоиться на новом месте. Научить его работе в команде, выполнению основных задач, то есть стать его наставником и учителем. Это требует огромных сил, порой сотрудники увольняются спустя несколько месяцев, и тогда кажется, что всё это было зря, но оно того стоит. Даже если человек потом будет работать в другой компании, возможно, ваши уроки очень сильно изменят его жизнь.

Для того чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Можно читать книги, ходить на конференции, слушать лекции и подкасты, общаться с коллегами и людьми из других отраслей. На самом деле, учить других – это как раз отличный способ учиться самому. Ведь чтобы передать знания, нужно обдумать свой опыт, структурировать знания и найти подходящий способ их передать. Например, американский профессор Рэнди Пауш нашёл необычный способ показать студентам реакцию людей на неудобные интерфейсы: он брал огромный молоток и разбивал им видеомагнитофон. Так он демонстрировал злость пользователей.

Учить можно не только рабочим моментам, но и жизненным установкам, которые сделают из сотрудников настоящих профессионалов. Это умение признавать свои ошибки, идти на компромисс, всегда стремиться к большему, работать так, чтобы потом не приходилось переделывать.

  1. Разговаривать с сотрудниками

Иногда руководители думают, что можно пустить сотрудника в свободное плавание, а уж он пусть справляется, как может. Но это далеко не всегда приводит к хорошим результатам. Люди, которые не чувствуют поддержки и не ощущают себя нужными, в итоге злятся, плохо работают или увольняются.

Общение очень важно на работе. Иногда один разговор помогает решить проблему, которая существует несколько месяцев и даже лет. Полезно регулярно разговаривать с сотрудником, узнавать, что он думает о своей работе, что его вдохновляет, что нравится, а что вызывает раздражение. Может быть, у него есть сложности с другими отделами, которые можно решить звонком одного руководителя другому. Разговор с руководителем помогает сотруднику стать ближе к нему, почувствовать себя частью команды. После этого гораздо проще подойти за советом, признаться в промахах или попросить помощи. Нередки случаи, когда сотрудники не решаются подойти к руководителю, и в дальнейшем это приводит к серьёзным проблемам.

  1. Защищать своих

Руководитель – это стена, которая защищает сотрудника от несправедливости и нападок со стороны других коллег. Важно, чтобы каждый понимал, что в случае проблемы руководитель всегда за него постоит. Поэтому даже если подчинённый ошибся, мудрые руководители не говорят об этом своему начальству или коллегам из других отделов, а берут ответственность на себя. После этого они обсуждают проблему с сотрудником, тот может получить выговор, но за пределы их разговора это не выносится. Нужно всегда защищать своих.

  1. Определять границы

Одна из частых проблем руководителей – неспособность делегировать полномочия. Они считают, что сами лучше справятся с задачами, чем другие сотрудники. Скорее всего, в этом есть доля правды, но это не значит что нужно всё делать самому. Это неэффективно: один человек не может работать за десятерых. Поэтому, если от себя вы требуете результата на 100%, ожидайте от подчинённых хотя бы 50%.

Очень сложно не сесть на шею, когда её подставляют. Именно это и сделают ваши сотрудники, когда поймут, что вы готовы работать за них. Ни в коем случае не выполняйте работу за сотрудника, не балуйте его, не позволяйте выполнять задачи спустя рукава. Определите границы дозволенного и сделайте так, чтобы все их соблюдали. Особенно вы сами.

Эффективный руководитель умеет быть лидером, наставником, решителем проблем и человеком, который ведёт компанию к успеху. Быть руководителем – это отдельная профессия, а может быть, даже искусство. Его можно освоить, если приложить усилия и очень сильно этого хотеть. Если вы решили стать эффективным руководителем, значит, вы уже сделали первый шаг. Удачи!

 Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.