Перейти к содержимому

Как стать эффективным руководителем

Эффективные руководители – это люди, которые умеют организовать работу так, чтобы она приводила к нужному результату. Но только выполнять свои прямые обязанности не достаточно, нужно многому учиться и учить, уметь мотивировать себя и других, развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом. В этой статье мы поговорим о том, как стать эффективным руководителем.

  1. Подавать пример

Руководителю всегда стоит помнить о том, что он подаёт пример своим сотрудникам. Поэтому его действия ни в коем случае не должны расходиться со словами. Если руководитель говорит, чтобы все приходили вовремя, а сам постоянно опаздывает, его не будут слушать. Если он просит подчинённых соблюдать дресс-код, но не делает этого, они тоже будут нарушать правила компании. Поэтому, чтобы сотрудники продуктивно работали, улыбались клиентам и подавали интересные идеи, нужно показывать им пример, чтобы всё это стало для них естественным.

  1. Контролировать, когда это нужно

Кажется, что руководитель должен контролировать всё и всегда, предотвращать любую ошибку и тушить все пожары. Но так сотрудники вряд ли смогут стать самостоятельными. Иногда придётся позволить им совершать ошибки и срывать сроки, чтобы они научились нести ответственность за свою работу. Контроль каждого шага отнимает уйму времени, которое можно потратить на более важные дела.

Предоставить сотрудника самому себе тоже не выход. В мире не так много людей, которые могут сами ставить себе задачи и сами контролировать их выполнение. Они должны чувствовать контроль, но при этом знать, что результат работы – на их совести. Выход есть: например, контролировать только самые важные задачи, а что-то менее важное полностью доверять сотрудникам. Или регулярно встречаться с ними и обсуждать текущую работу. Так руководитель вовремя узнает, если на каком-то проекте возникли проблемы.

  1. Быть честным

Если в вашей жизни есть человек, который способен сказать вам правду в лицо – считайте себя счастливцем. А ещё лучше, воспитывайте эту черту в себе. Быть честным со своими сотрудниками порой очень сложно, но это необходимо. Только так они станут лучше, а вы – эффективнее. Не нужно хвалить их, лишь бы казаться хорошим боссом. Если они допустили ошибку, обязательно скажите об этом.


Люди учатся на ошибках, и если они не знают, что где-то промахнулись, то будут повторять этот опыт раз за разом. Объясните сотруднику, в чём он ошибся, вместе обсудите решение проблемы – пусть предложит, как исправить ситуацию. Иногда человек ведёт себя безответственно и неправильно просто потому, что не замечает этого за собой.

  1. Быть требовательным

Требовательным можно быть по-разному. Одно дело – заставлять человека сделать невозможное и терроризировать его из-за каждой задачи, и совсем другое – помогать ему открывать новые возможности в самом себе. Лучше всего это описывает история Стива Джобса. Он умел показать людям, что они способны на большее. Даже, когда они сами в это не верили.

Например, однажды Джобс заставил свою подругу Элизабет Холмс вести машину, несмотря на то, что она не умела водить автомобиль с ручной коробкой передач. В книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс» она рассказывает: «Мы выехали на шоссе, Стив заставил меня сесть за руль и сам переключал передачи, пока мы не разогнались до 90 километров в час. Тогда он поставил альбом Дилана Blood on the Tracks, положил мне голову на колени и уснул. Стив всегда вёл себя так, будто способен на всё, а значит, и остальные тоже все могут. Он доверил мне свою жизнь. И это заставило меня сделать то, на что я раньше никогда не решилась бы… Если веришь Стиву, то сможешь всё».

Мудрые руководители знают, что многим людям свойственно недооценивать себя. Поэтому когда к ним приходит сотрудник с потрясающим решением задачи, они говорят: «Ты можешь лучше». И действительно, в следующий раз этот гений найдёт решение, которое затмевает предыдущее.

  1. Учить и учиться

Когда новый человек приходит в компанию, он испытывает огромный стресс. Его встречают новые люди, новые задачи, всё чужое и непонятное. В такой ситуации лучшее, что может сделать руководитель, – это помочь новичку освоиться на новом месте. Научить его работе в команде, выполнению основных задач, то есть стать его наставником и учителем. Это требует огромных сил, порой сотрудники увольняются спустя несколько месяцев, и тогда кажется, что всё это было зря, но оно того стоит. Даже если человек потом будет работать в другой компании, возможно, ваши уроки очень сильно изменят его жизнь.

Для того чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Можно читать книги, ходить на конференции, слушать лекции и подкасты, общаться с коллегами и людьми из других отраслей. На самом деле, учить других – это как раз отличный способ учиться самому. Ведь чтобы передать знания, нужно обдумать свой опыт, структурировать знания и найти подходящий способ их передать. Например, американский профессор Рэнди Пауш нашёл необычный способ показать студентам реакцию людей на неудобные интерфейсы: он брал огромный молоток и разбивал им видеомагнитофон. Так он демонстрировал злость пользователей.

Учить можно не только рабочим моментам, но и жизненным установкам, которые сделают из сотрудников настоящих профессионалов. Это умение признавать свои ошибки, идти на компромисс, всегда стремиться к большему, работать так, чтобы потом не приходилось переделывать.

  1. Разговаривать с сотрудниками

Иногда руководители думают, что можно пустить сотрудника в свободное плавание, а уж он пусть справляется, как может. Но это далеко не всегда приводит к хорошим результатам. Люди, которые не чувствуют поддержки и не ощущают себя нужными, в итоге злятся, плохо работают или увольняются.

Общение очень важно на работе. Иногда один разговор помогает решить проблему, которая существует несколько месяцев и даже лет. Полезно регулярно разговаривать с сотрудником, узнавать, что он думает о своей работе, что его вдохновляет, что нравится, а что вызывает раздражение. Может быть, у него есть сложности с другими отделами, которые можно решить звонком одного руководителя другому. Разговор с руководителем помогает сотруднику стать ближе к нему, почувствовать себя частью команды. После этого гораздо проще подойти за советом, признаться в промахах или попросить помощи. Нередки случаи, когда сотрудники не решаются подойти к руководителю, и в дальнейшем это приводит к серьёзным проблемам.

  1. Защищать своих

Руководитель – это стена, которая защищает сотрудника от несправедливости и нападок со стороны других коллег. Важно, чтобы каждый понимал, что в случае проблемы руководитель всегда за него постоит. Поэтому даже если подчинённый ошибся, мудрые руководители не говорят об этом своему начальству или коллегам из других отделов, а берут ответственность на себя. После этого они обсуждают проблему с сотрудником, тот может получить выговор, но за пределы их разговора это не выносится. Нужно всегда защищать своих.

  1. Определять границы

Одна из частых проблем руководителей – неспособность делегировать полномочия. Они считают, что сами лучше справятся с задачами, чем другие сотрудники. Скорее всего, в этом есть доля правды, но это не значит что нужно всё делать самому. Это неэффективно: один человек не может работать за десятерых. Поэтому, если от себя вы требуете результата на 100%, ожидайте от подчинённых хотя бы 50%.

Очень сложно не сесть на шею, когда её подставляют. Именно это и сделают ваши сотрудники, когда поймут, что вы готовы работать за них. Ни в коем случае не выполняйте работу за сотрудника, не балуйте его, не позволяйте выполнять задачи спустя рукава. Определите границы дозволенного и сделайте так, чтобы все их соблюдали. Особенно вы сами.

Эффективный руководитель умеет быть лидером, наставником, решителем проблем и человеком, который ведёт компанию к успеху. Быть руководителем – это отдельная профессия, а может быть, даже искусство. Его можно освоить, если приложить усилия и очень сильно этого хотеть. Если вы решили стать эффективным руководителем, значит, вы уже сделали первый шаг. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.