Апр 082019
 

Что отличает профессионалов от обычных сотрудников? Почему одним людям руководители склонны доверять более ответственную работу, чем другим? Каждый человек уникален по способностям и характеру, но при этом есть несколько навыков, которые объединяют профессионалов. Рассказываем о десяти из них.

Навык 1. Умение говорить «нет»

Одни легко отказывают своим коллегам, другим сложно сказать «нет» даже едва знакомому человеку. Всегда быть готовым помочь – это здорово, но важно не попасться на удочку и не стать безотказным. В противном случае коллеги и подчинённые сядут на шею, телефон будет круглые сутки разрываться от сообщений по работе, а вы начнёте сходить с ума от переизбытка задач и обязанностей.

Как и практически любой навык, умение говорить «нет» можно развить. Тогда вы сможете организовать работу так, чтобы она была более эффективной и приятной.

Навык 2. Быть честным

Мы живём в эпоху социальных сетей, когда красивые фотографии и громкие заявления способны создать ложное представление о человеке. К сожалению, люди так привыкают создавать совершенный образ, что забывают о честности и искренности.

Честность, в том числе с самим собой, помогает избавиться от стресса и в долгосрочной перспективе значительно облегчает жизнь. Каждый человек совершает ошибки, у каждого есть сильные и слабые стороны – важно признать их, тогда общаться с коллегами и работать станет намного проще. Вместо того, чтобы пытаться переложить ответственность за ошибку на кого-то другого, попробуйте признать её. Ведь в конечном счёте важно не избегать ошибок, а извлекать из них уроки.

Навык 3. Расставлять приоритеты

О расстановке приоритетов так много говорят, что скоро мы забудем о важности этого навыка. Умение отделять важное от второстепенного, уделять больше времени главному и отодвигать на второй план то, что мешает добиваться цели, крайне важно для профессионала. Иначе легко сбиться с пути и потратить силы и время на совершенно не нужное занятие. Например, на переговоры по проекту, который вряд ли принесёт прибыль. Или на доведение до совершенства макета, который увидят всего 10 человек.

Навык 4. Видеть картину в целом

За каждым сотрудником закреплена зона ответственности. К сожалению, это приводит к тому, что порой мы понятия не имеем, чем занимаются коллеги, и не понимаем, как их работа может помочь нашей, и наоборот. Настоящий профессионал старается разобраться и понять, как работает система в целом, кто за что отвечает, как его работа влияет на другие процессы в компании, а компания на рынок. Полная картина помогает находить более эффективные решения и предлагать ценные идеи. Прежде чем браться за конкретную задачу, подумайте, какое место она занимает в процессе, к каким результатам должна привести.

Навык 5. Доверять людям

Порой мы думаем, что проще выполнить работу самому, чем доверить её другим. Многие руководители проверяют за своими подчинёнными каждое действие, каждую задачу. Кажется, что это хорошо: всё под контролем, шансы на ошибку ничтожно малы, работа выполнена на 100%. Но недоверие к людям может привести к серьёзным последствиям. Проблемы растут, как снежный ком: сотрудники не чувствуют свою ответственность, зная, что их проверят. Объём задач рано или поздно станет неподъёмным, придётся забыть о выходных и об отпуске. А что дальше? Смена работы в надежде на лучшее, а потом повторение истории. Когда люди чувствуют, что вы им доверяете, они стараются не подвести вас.

Навык 6. Находить информацию

Настоящий профессионал не может и не должен разбираться во всём на свете, чтобы работать эффективно. Но он знает, где быстро найти нужную информацию, может обратиться за советом к коллегам или руководителю, поговорить со знакомыми, которые разбираются в теме.

Помните рентгеновское зрение Супермена? Чем-то похожим обладает профессионал. Он может узнать и понять, как построен процесс, и улучшить его, если это нужно.

Навык 7. Оптимизировать работу

Чаще всего задача конкретного сотрудника – прийти к определённому результату. Выставить счёт, организовать мероприятие, разместить новость у партнёра, продать тысячу букетов и прочее. Для того, чтобы выполнять работу хорошо и своевременно, нужно её оптимизировать. Настроить оповещения на ежедневные дела, автоматизировать часть задач – например, пусть ваша почта сама напоминает неторопливому коллеге о том, что вы ждёте от него информацию. Возможно, какие-то задачи со временем оказались не нужными, и выполнять их больше не стоит. Часть работы можно передать на аутсорс, делегировать коллегам или нанять для неё отдельного сотрудника.

Если вы чувствуете, что «выросли» из некоторых обязанностей и готовы браться за задачи покрупнее, подумайте, как это реализовать.

Навык 8. Просить о помощи

Быть профессионалом – не значит всё делать самому и уметь спасать мир в одиночку, когда всё вокруг рушится. Даже самому крутому специалисту нужна помощь коллег, руководителя или наставника. Может показаться, что просьба о помощи – проявление слабости, но это не так. Уметь признать, что вам нужен совет или другая помощь от кого-то, значит здраво смотреть на ситуацию. Иногда одного обращения к вышестоящему сотруднику хватает, чтобы решить проблему, которая целый месяц мешала вашей работе. А иногда у вас просто недостаточно полномочий, чтобы действовать самостоятельно.

Навык 9. Решать проблемы

На Всемирном экономическом форуме в 2016 году были названы навыки, которые в 2020 году работодатели будут считать особенно ценными. На первом месте оказалось комплексное решение проблем. Когда компания нанимает нового сотрудника, она рассчитывает, что он будет решать определённые задачи. Но задачи также являются проблемами, большими и маленькими.

Наверняка вы уже на своём опыте убедились в том, что к руководителю нужно приходить не с проблемами, а с решениями. Предлагать свои варианты, выбирать лучший, а дальше – финальное слово за начальством. Умение находить решения проблем – крайне важный навык.

Навык 10. Работать с людьми

Если вы не учёный, который в одиночку исследует природу на Северном полюсе, вам приходится работать с людьми. Это могут быть руководители, коллеги, клиенты, партнёры – и со всеми нужно найти общий язык. Уметь работать с людьми – это не значит мастерски находить к каждому подход и манипулировать для достижения своих целей. Конечно, найти подход даже к самому сложному человеку крайне важно, но не стоит забывать о другом. О терпении, понимании и заботе. Люди могут ошибаться, забывать о ваших просьбах и просто не хотеть выполнять какой-то большой объём задач. Важно в таких ситуациях понимать, как лучше провести разговор или написать письмо, чтобы в конечном итоге прийти к нужному результату.

На самом деле, настоящие профессионалы обладают гораздо большим количеством навыков, ключевыми для каждой сферы. Перечисленные качества универсальны, они ценятся в любой профессии и помогают достичь высшего пилотажа в работе. При этом важно понимать, что вы не супергерой: какие-то качества у вас развиты сильнее других, а каким-то ещё только предстоит открыться, даже если у вас огромный опыт.

 Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.