Розничная торговля предполагает продажу товаров конечному потребителю, и сегодня эта сфера развивается очень динамично. Если раньше в России большую часть розничных пунктов продаж составляли маленькие магазины, то сейчас страна вступила в век торговых центров и крупных корпораций, в которых заняты тысячи людей различных специальностей. Основные направления работы связаны с прямыми продажами товаров потребителю, разработкой маркетинговых стратегий, контролем качества предлагаемой продукции и т. д.
Основные специальности отрасли
Продавец - самая востребованная специальность, которую можно разделить на несколько отраслей — продавец-кассир, продавец-консультант и другие. Функции продавца следующие: непосредственная продажа товара, получение оплаты, выдача товарного чека.
Торговый агент — сотрудник, отвечающий за доставку продукции в пункты продажи. Ему необходимо уметь договариваться и добиваться максимально выгодных условий для своей компании.
Товаровед должен контролировать качество и количество продукции, а также следить за отгрузкой и приемом товаров, выставлять претензии поставщикам и т. д. Такой сотрудник необходим любому магазину, поэтому товароведу не составляет труда найти работу.
Мерчендайзер — относительно новая специальность. Этот специалист отвечает за выкладку товара на витрины в супермаркете. Ему необходимо знание маркетинговых технологий и психологии покупателя. Работа мерчендайзера строго контролируется, так как от нее напрямую зависят продажи в супермаркете.
Также в розничной торговле заняты промоутеры, супервайзеры и прочие специалисты. С розничными сетями работают и торговые представители, но их деятельность чаще всего связана с оптовыми закупками.Требования к сотрудникам
Торговля — одна из самых динамичных отраслей деятельности, и каждый сотрудник должен стремиться к максимальному продвижению своей фирмы на рынке. Среди важнейших качеств, которые потребуются работнику, стоит выделить активность, целеустремленность, настойчивость, умение находить общий язык с любым клиентом и добиваться своего. Кроме того, важнейший фактор успеха — умение работать в команде, ведь только сплоченный коллектив сможет добиться эффективных результатов.Необходимое образование
Специальность продавца и товароведа можно получить в профильном техникуме или колледже, образование маркетолога предоставляют экономические вузы. Образовательные программы позволяют освоить только базовый уровень, потому очень многое решает опыт. Часто студенты начинают подрабатывать в процессе учебы, ввиду чего к моменту получения диплома уже обладают достаточными практическими навыками.О перспективах
Сейчас в сфере розничной торговли все большую роль играют крупные компании, поэтому сегодняшним выпускникам предстоит пройти по длинной карьерной лестнице. Опыт, настойчивость и готовность к получению новых навыков позволят добиться успеха и значительно увеличить уровень оплаты труда.