Перейти к содержимому

Трудные разговоры на работе — как справиться легко

Сложные с точки зрения психологии разговоры на работе (вы сообщаете клиенту, что его проект придется отложить, или же озвучиваете неутешительные результаты проверки эффективности) — неотъемлемая часть процесса. Как подготовиться к такому рода беседам? Как подобрать нужные слова? И как сделать так, чтобы они возымели утешительное действие? Изучаем экспертную точку зрения.

Измените отношение

Если у вас впереди разговор, на который вы уже мысленно навесили ярлык трудного, то неудивительно, что, думая о нём, вы начинаете нервничать и расстраиваться. Эксперты советуют, как бы банально это ни звучало, оценивать его в позитивном ключе, мысленно поворачивая беседу в позитивное русло. Например: вам предстоит обсуждать не низкую эффективность работы, а конструктивные предложения по развитию. Или: вы не говорите «нет» своему боссу, а предлагаете альтернативное решение. Любой тяжелый разговор перестанет быть таковым, если вы будете относиться к нему как к обычной рабочей беседе.

Переключитесь

Чем более вы спокойны и сосредоточены, тем лучше вам даются непростые разговоры. Эксперты советуют делать регулярные ментальные «передышки» на протяжении рабочего дня. Переключитесь на размышление о том, что вам приятно и в чём лично вы видите большой потенциал. Допустим, коллега вдруг подходит к вам с просьбой срочно решить проблему, что может вылиться в дальнейшее напряжённое обсуждение. Извинитесь, налейте кофе и пройдитесь по офису, приводя свои мысли в порядок перед разговором.

Не переусердствуйте с планированием

Собраться с мыслями, безусловно, поможет предварительное осмысливание того, что вы хотите обсудить. Несмотря на это писать план бессмысленно, так как вряд ли на встрече вы будете безоговорочно ему следовать. Дело в том, что наверняка ваш собеседник будет отвечать совсем не так, как вы это себе представляете, и, когда разговор уйдёт в другое русло, вы не сможете контролировать его и дальнейшее обсуждение станет неестественным. Продумывая стратегию беседы, позаботьтесь о том, как сделать её гибкой, прибегнув к арсеналу возможных ответов. Ваша речь должна быть простой, ясной, прямой и по возможности нейтральной.

Услышьте своего собеседника

Не усложняйте всё, поставив своё мнение во главу угла. Прежде чем уйти с головой в обсуждение, задайте себе два вопроса: «В чём заключается проблема? Что о ней думает мой собеседник?» Если вы не уверены, что понимаете его точку зрения, признайте это и задайте ему прямой вопрос. Покажите собеседнику, что вам не всё равно, проявите интерес и прислушайтесь к тому, что он говорит. Как только вы это поймёте, сразу как на ладони увидите все различия во мнениях.

Относитесь с пониманием

Рабочие разговоры иногда могут быть достаточно болезненными в эмоциональном плане. К такому обсуждению лучше всего подходить с точки зрения понимания «по-человечески». Будьте внимательны и тактичны. Это не всегда приятно, но постарайтесь сообщать непростые новости честно, однако при этом не дайте эмоциям взять верх. Худшее, что вы можете сделать, — это давить на жалость. Постарайтесь избегать фраз вроде «мне неприятно это говорить» или «мне действительно сложно это сделать» — не превращайтесь в жертву.

Сбавьте темп и прислушайтесь

Во время непростых бесед эксперты советуют не торопиться и сбавлять темп обсуждения — во время пауз можно подобрать правильные слова и справиться с негативными эмоциями собеседника. Если вы прислушаетесь к тому, что он говорит, то скорее поймёте, в чём именно заключается проблема, которую вы обсуждаете. Также убедитесь в соответствии своих слов и поступков: если, погрузившись в свой смартфон, вы говорите «я тебя слышу», собеседник может расценить это как издёвку.

Отдавайте что-то взамен

Если вы собираетесь начать разговор, который ставит в сложное положение вашего визави, спросите себя, что полезного можете привнести в ситуацию именно вы. Например, вам нужно сообщить о скором увольнении коллеге, с которым вы довольно долго работали, — вы можете предложить ему написать для него рекомендательное письмо. Или, допустим, вам нужно сообщить руководителю, что вы не планируете соглашаться на дополнительную работу, — в таком случае предложите альтернативу того, что вы можете сделать в пределах своих возможностей. Альтернативные варианты помогают вашему собеседнику увидеть перспективу и просто служат признаком того, что вы его уважаете.

Обдумывайте и учитесь

После трудного разговора обязательно нужно обдумать его, сфокусировавшись на том, что прошло успешно, а что не очень. Задумайтесь о том, почему собеседник отреагировал на ваши слова именно так, а не иначе, и что вы могли бы сказать по-другому. Эксперты рекомендуют также учиться на чужой практике, наблюдая за коллегами. Помните, что вести тяжелую беседу — это не столько умение, сколько проявление смелости. Будьте справедливы и последовательны, и тогда всё получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.