Перейти к содержимому

Сотрудник и компания: стратегия адаптации в коллективе

Личные отношения, связи и общение во многом определяют тот эмоциональный и моральный фон, в котором человеку приходится существовать в рабочем коллективе. Зачастую, неверно сказанное слово способно существенно подпортить карьеру даже успешному профессионалу. С другой стороны, беседа с “нужными людьми”, проведенная в подходящий момент может стать счастливым билетом “наверх” для вполне рядового сотрудника. Как же выстраивать рабочие коммуникации оптимальным образом?

Разведка на местности

Приходя в новый коллектив, необходимо внимательно осмотреться, не делая при этом слишком резких движений. Если вы – новый человек, то ваш реальный статус в организации еще не определен, и его предстоит сформировать, а потому категорически важно больше слушать и меньше говорить. Все, что коллеги должны узнать о вас на первом этапе – ваше дружелюбие и коммуникабельность. Необходимо понять негласный табель о рангах, существующий в любой организации и не имеющий ничего общего с официальным перечнем должностей. Например, в ООО “Прогресс Сервис” числится Генеральным директором некто Василий Петрович, но реальное управление сконцентрировано в руках его жены, скромной начальницы отдела кадров. Таких странных альянсов-мезальянсов могут быть десятки и в них необходимо разбираться, дабы избежать проблем в будущем.

Утверждение статуса

Приступая к своим обязанностям, нужно четко представлять тот круг делового общения, в котором вы оказались. Важнейшие персоналии в этом круге, это люди, от которых вы получаете входящую информацию для своей деятельности, а так же начальство, перед которым вы отчитываетесь. Для рядовой исполнительской должности таких людей будет немного – пара коллег того же ранга и ваш руководитель. Желательно, особенно на первых порах, ими и ограничится. Лишнее внимание вам совершенно ни к чему.

Старайтесь максимально формализовать процесс делового общения, свести его к получению сухих инструкций и сдаче регулярных отчетных документов. Дайте понять всем вокруг, что вы – человек деловой. Таким маневром достигаются сразу две цели: с одной стороны, вы создаете нужный имидж, а с другой – пресекаете попытки случайных людей вмешиваться в ваш бизнес-процесс.

Коллеги – не друзья

Новому сотруднику, чей рабочий стаж не превышает пары лет, часто может казаться, что он попал в дружный коллектив, где все готовы помочь, войти в положение, мило побеседовать, поддержать и даже прикрыть в трудные моменты. Однако, это иллюзии, “розовые очки” человека, привыкшего к дружескому или, в крайнем случае, приятельскому формату общения. Каждый человек на работе решает собственные, ему одному известные задачи, достигает целей, которые могут идти в разрез с устремлениями других людей.

Профессиональная деятельность – сфера, где каждый разыгрывает карту собственных амбиций.

Кому-то важно доработать 5-10 лет до пенсии и спокойно уйти – к таким людям нет смысла подходить с амбициозными проектами, пытаясь заинтересовать их бонусами в будущем. Кто-то искал работу по принципу “ближе к дому” – от него не стоит ждать высокой квалификации. Стажер из соседнего отдела, живо интересующийся вашими навыками в Excel или Power Point вовсе не ваш добрый друг и ученик-последователь, а скорее, карьерист-недоброжелатель, стремящийся занять вашу должность в ближайшем будущем, ведь его зарплата сейчас меньше, чем у вас.

Важно понять, что в рабочем процессе не может быть ни врагов, ни друзей и мерки обычных отношений не применимы к деловому общению. Здесь существуют партнеры, временные или постоянные союзы, основанные на взаимных интересах, соперничество амбиций и проектов. Деловое общение очень напоминает политику, в том смысле, что в политике каждый суверенный субъект действует лишь в собственных интересах.

Вышестоящие

В общении с руководством всех мастей, начиная от собственного начальника и заканчивая первыми лицами компании, требуется, прежде всего, разумная дистанция, защищающая исполнителя от лишних неприятностей. Сокращение этой дистанции опасно не столько для статуса руководителя, сколько для самого подчиненного, ведь чем ближе люди, тем о большем они, теоретически, могут попросить друг — друга. Если вы не желаете работать сверхурочно – держите дистанцию. В любом случае, следует помнить, что если коллеги – далеко не друзья и приятели, то уж руководитель – тем более. И дело здесь не в особой зловредности начальства, а скорее в самой сути рабочего процесса и природе человека: в стрессовой ситуации непрерывного аврала перерабатывать будет именно тот исполнитель, который готов идти навстречу руководству, причем совсем необязательно, что он получит компенсацию за свои труды.

5 комментариев для “Сотрудник и компания: стратегия адаптации в коллективе”

  1. Интересно конечно, но похоже это все для тихих девочек — сиди смирно и не дергайся. Так дела не делаются, бабок не поднимешь

  2. Сергей, Девочки в наше время зарабатывают не хуже мальчиков. Ваши мужской нахрап полезен не всегда, это мягко сказать если. Работа не то место, где надо давать разгул гормонам))))))

  3. Очень много психологизма, прямо инструкция для «втирания» в доверие, а не статья. А между тем производительность труда в нашей стране одна из самых низких в мире. Так и будем думать и писать обо всем, кроме добросовестного выполнения своих обязанностей? А потом опять Америка виновата, что мы бедно живем, да?

  4. Уважаемый HRD! Чем вы не довольны? Тем что люди перестанут гнуть спину на алчных боссов за копейки? Да в топку этих боссов с их авралами

  5. На прошлой неделе поработала сверхурочно, обещали премию. Стоит это делать или нет — наверное, от начальства зависит, что это за люди. С другой стороны — кризис, всех увольняют, стоит ли рисковать?

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.