Перейти к содержимому

Незаменимые специалисты — правда или ложь?

Официальной позицией любой компании в отношении персонала является тезис о том, что незаменимых специалистов не существует. Такой подход значительно облегчает управление людьми и очень выгоден для бизнеса, но так ли это на самом деле?

Мечты HR-менеджера

Человеческий ресурс (HR) является наиболее важным элементом любой организации, предприятия или компании. Управление кадрами напрямую связано с общей рентабельностью, ведь именно люди своим трудом создают добавленную стоимость.  Рассматривая персонал как ценный актив, бизнес вынужден регулировать человеческое поведение, выравнивая всех под стандарты корпоративной культуры. Правила внутреннего распорядка, дресс-код и даже корпоративные праздники – все это подчинено цели создания единых, монолитных рядов, где каждому специалисту отведено строго определенное место. Такова, теоретически, современная концепция управления персоналом, характерная для большинства коммерческих компаний.

Но жизнь, как известно, далека от теорий…

Бизнес-бардак

В реальности, работа любой фирмы представляет собой синтез противоположностей: ответственность одних компенсируется безразличием других, умноженным на некомпетентность третьих. А четвертые, так те вообще “работают” исключительно в социальных сетях. Распределение обязанностей и власти не имеет ничего общего с официальным перечнем должностей, а инициатива, как всегда, наказуема. Если в этот коктейль добавить еще и многообразие личных взаимоотношений между специалистами, то картина получается пестрее некуда. Несмотря на это, компания работает, приносит прибыль и платит зарплаты сотрудникам.

Каким образом это возможно?

Ключевые люди

Любая фирма, если она еще держится на плаву, опирается на деятельность ключевых людей, работа которых сильно превышает список обязанностей, указанных в их должностных инструкциях. Таких людей немного, чаще всего, по одному на каждое направление или отдел, но именно они крутят приводные ремни бизнеса, не дают его рентабельности упасть ниже нуля. Ключевые сотрудники есть в каждом живом бизнесе, они образуют причудливые структуры с непонятной и не вертикальной иерархией, знают друг друга и работают, как одна команда. По-другому им просто не выжить. В этой команде могут быть совершенно разные должности – от рядовых специалистов до директоров, но главный принцип всегда верен – реальная структура управления сильно отличается от официальной, которую можно увидеть на внутреннем сайте.

Кто держит руку на пульсе?

Допустим, кому-то посчастливилось пробиваться в этой жизни собственным умом и способностями, у кого-то нет влиятельных друзей и богатых родителей – собственно, этого достаточно. Если добавить такой  гипотетической личности немного воли, амбиций, ответственности и работоспособности, то получиться готовый кандидат.

Рабочие лошадки бизнеса, те, кто тащит на себе основную нагрузку и закрывают собой целый участки, а то и несколько, редко находятся в фаворе у официального начальства. Оно и понятно, ведь их деятельность, основанная на принципах эффективности, часто входит в противоречие с распоряжениями различных боссов. Более того, эти боссы всячески стараются ставить палки в колеса, дабы все прочие не забывали, кто в доме хозяин.

Если вам посчастливилось…

Любому сотруднику из тех, кто много работает, стоит проанализировать собственную деятельность и ответить на вопрос: является ли он ключевым для данной компании? И если ответ будет положительным, то следует немедленно начинать борьбу за свои права. Экономика, построенная на частной собственности, по природе своей ориентирована на покупку чужого труда за минимальные деньги – это главный принцип ее эффективности, а потому, задача ключевого специалиста – добиться такой оплаты и условий, которые будут адекватны его трудозатратам и квалификации. Ведь каждый имеет право на место под солнцем, особенно, если прикладывает для этого значительные усилия.

Ключевой работник часто не осознает свою настоящую ценность и склонен верить начальству в вопросах собственной значимости, что совершенно ошибочно. Не нужно бояться просить прибавку к зарплате, думая, что такие действия вызовут бурю негатива “наверху” и приведут к увольнению. Стоит детально описать весь свой немаленький функционал, сравнить с должностной инструкцией и аргументировано доказать факт переработок. Только взвешенная позиция способна застраховать от обеих бед – как от бесплатной работы на чужого дядю, так и от потери рабочего места.

Важно помнить, что руководству компании, несмотря на очевидное стремление экономить фонд оплаты труда, гораздо выгоднее идти на уступки и поднимать зарплату ценному кадру, чем рисковать его потерять и обрушить важные бизнес-процессы.

1 комментарий для “Незаменимые специалисты — правда или ложь?”

  1. Спасибо за полезные статьи. Я работаю в государственной организации, секретарь в школе.Мой возраст 51, работу выполняю несложную, но стараюсь освободить сотрудников от (по их мнению бесполезной работы, которая отнимает время), они получают прибавки и премии , а я терплю погонения и недовольства, придраться всегда есть к чему. За 3 года работы ни разу не получила ни денежного поощрения, ни надбавки .Более того, зарплату уменьшили, но требования остались те же. Я не умею противостоять, да и на все находится «козырь» : возраст, что таких заменить легко, и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.