Перейти к содержимому

Кто такие самозанятые и как это работает

Три года назад в нашей стране появились «самозанятые». Это люди, которые работают на себя и платят налог на профессиональный доход вместо НДФЛ. Власти посчитали, что самозанятость поможет «выйти из тени» и работать официально, но при этом не заморачиваться с оформлением ИП и подачей деклараций.

Кто может стать самозанятым

Самозанятость подходит тем, кто оказывает услуги или продаёт то, что производит сам. Например, самозанятым может стать дизайнер, копирайтер, фотограф, няня, пиарщик, швея или человек, который своими руками изготавливает столики с эпоксидной смолой. Покупать оптом товары в Китае и перепродавать на маркетплейсах самозанятые не могут. Чтобы официально сдавать квартиру в аренду, тоже можно оформить самозанятость и платить налог.

Есть два условия: у самозанятого не может быть наёмных работников и его доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Ограничений по доходу в месяц нет – главное, не превышать годовой лимит.

Индивидуальные предприниматели тоже могут перейти на самозанятость, если у них нет работников и если сумма дохода не превышает 2,4 млн в год.

Сколько нужно платить в налоговую

Налоговая ставка зависит от того, кто платит самозанятому: если физическое лицо, то 4% от дохода, а если юридическое лицо или ИП – 6%. Этот налог называется налогом на профессиональный доход.

Например, фотограф Олеся снимала свадьбу клиента за 40000 рублей. Клиент платит как физическое лицо, поэтому налог будет 40000*0,04=1600 рублей. Если Олеся будет делать фоторепортаж для компании за те же 40000 рублей, то налог нужно будет заплатить больше: 40000*0,06=2400 рублей.

Как это работает

1. Регистрация. Чтобы стать самозанятым, нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», в его веб-версии или через любой банк из списка на сайте, посвящённом налогу на профессиональный доход.

При регистрации начисляется бонус 10000 рублей – автоматический налоговый вычет. Это не значит, что можно не уплачивать налог пока есть бонусы, вычет только уменьшает налоговую ставку до 3% вместо 4% и 4% вместо 6%.

Регистрация занимает несколько минут, то есть в тот же день можно будет отправлять чеки клиентам и покупателям.

2. Выдача чека. После того, как клиент переведёт оплату, можно выдавать ему чек. Удобнее всего делать это в приложении «Мой налог». Чтобы выдать чек физическому лицу, не нужно вводить его данные, а вот для юридических лиц и ИП нужно знать ИНН и название организации. Чеки делаются легко и быстро – нужно ввести в приложении название товара или услуги, стоимость и нажать на кнопку «Выдать чек».

3. Уплата налога. Каждый месяц 12 числа в приложении появляется информация о налоге за прошлый месяц, там же его можно уплатить. Если получается меньше 100 рублей, то в этом месяце уплачивать налог не нужно, он будет включён в следующий месяц и так до тех пор, пока не получится сумма больше 100 рублей.

Плюсы и минусы самозанятости

Начнём с хорошего. Самозанятость позволяет работать официально – проверки не страшны, на душе спокойно и можно заключать договоры с крупными заказчиками, которые раньше могли работать только с юридическими лицами и ИП. Налоги начисляются автоматически, ставки ниже, чем у НДФЛ, и заполнять декларации не нужно. Всё легко и быстро. Но есть и обратная сторона.

Самый главный минус самозанятости в том, что не начисляются взносы в пенсионный фонд и страховой стаж. То есть в будущем рассчитывать можно только на минимальную пенсию. Есть и другие сложности – например, банк может отказать самозанятому в кредите или ипотеке.

1 комментарий для “Кто такие самозанятые и как это работает”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.