Перейти к содержимому

Карьера и гендерные различия

В наш толерантный век не принято говорить о различиях между полами, но различия от этого никуда не делись. Ярким проявлением гендерных характеристик являются рабочие отношения и карьера. В чем же особенности мужчин и женщин, как сотрудников? Где одни опережают других, а где – отстают? Остались ли еще профессии, востребованные в современном бизнесе, которые можно назвать чисто мужскими или чисто женскими?

История женского наступления

Современные тенденции равноправия полов, берущие свое начало с середины прошлого века резко увеличили долю работающих женщин. Городская цивилизация с ее динамизмом, перспективами и соблазнами во многом способствовала тому, что женщина постепенно отходила от роли хранительницы домашнего очага, превращаясь в равноправного с мужчиной субъекта трудовых отношений. Однако, во времена позднего СССР (1970-80 гг.) тенденции эмансипации не подрывали основ мужского доминирования в обществе и на работе. Большинство руководителей всех уровней, начиная от директора провинциального завода и заканчивая ЦК КПСС были мужчинами. Исключение составляла только сфера образования.

Ситуация стремительно изменилась в эпоху 90-х гг., когда экономика и общество пережило сокрушительную трансформацию. Результатом развала промышленности, закрытия заводов и фабрик стала массовая безработица среди мужчин технических специальностей. Серьезно пострадала научная сфера, состоящая в основном из ученых-мужчин. Сотни тысяч советских инженеров, научных сотрудников и квалифицированных рабочих пополнили армию безработных. Многие, не найдя себе места в новой экономике, опустились на социальное дно. Женщины, в отличие от мужчин, обладая большей адаптивностью и мобильностью психики, легче восприняли социальные перемены и лучше приспособились к новой ситуации на рынке труда.

Эпоха 2000-х гг. ознаменовалась развитием новой экономики, построенной на частном бизнесе в торговле и сфере услуг. Время глобальных проектов и трудовых подвигов, где требовалась железная воля и мужской характер, прошло, советские заводы-гиганты, конструкторские бюро и НИИ ушли в прошлое, а их место заняли тихие офисы множества мелких и средних фирм. Именно эта коммерческая среда, где типично женские качества – лояльность, не конфликтность, способность адаптироваться, ладить с людьми и делать множество дел одновременно, и стала той почвой, на которой выросли женские управленческие таланты. Не случайно, в современных российских офисах так много женщин-руководителей.

Оазис женской власти

Обычная коммерческая компания, работающая в торговле, сфере услуг, а иногда и производстве, практически полностью управляется женщинами. Для доказательства этого факта достаточно перечислить направления, которые с высокой вероятностью управляются представительницами слабого пола: финансово-экономическая служба, бухгалтерия, маркетинг – ключевые подразделения, определяющие стратегию развития фирмы и ведающие денежными потоками. Добавьте в этот список службу персонала, где мужчин вообще не встретишь, и картина станет полной. Значимость кадровой службы, опять же возглавляемой женщиной, сложно переоценить, т.к. она непосредственно отвечает за пополнение кадров, и через ее “сито” пройдут только лояльные феминной системе кандидаты. И пусть владельцем бизнеса будет сколь угодно крутой мачо, прошедший огонь, воду и медные трубы, но совет директоров, где женское влияние высоко, имеет достаточно влияния, чтобы гасить его самые отчаянные и рискованные проекты.

Мужские уголки женского материка

Что же остается мужчинам? Увы, совсем немного. Прежде всего, это коммерческий отдел. Служба продаж – практически единственное подразделение, где такие качества, как напор, решительность и умение идти до конца ценятся и приводят к успеху. Неслучайно, большинство коммерческих директоров – мужчины, но и здесь бывают исключения.

Пожалуй, единственное направление, где мужчины властвуют безраздельно, это IT. Сложно представить женщину в роли программиста 1С или системного администратора. Информационные технологии предполагают наличие мощного логического мышления и высоких аналитических способностей, а в этих областях мужчины традиционно сильнее.

Трансформация слабого пола

Женщины, пришедшие в бизнес и отвоевавшие себе место под солнцем, не только изменили рабочие отношения вокруг себя, они изменились сами. Время тургеневских барышень, падающих в обморок по причине тонких душевных переживаний, прошло. Современная бизнес-леди рациональна, обладает множеством мужских качеств, в меру цинична и ориентирована на карьерный успех. Суровые условия борьбы за выживание входят в противоречие с мягкой женской натурой, что негативно сказывается на личных отношениях и рождает психологический дискомфорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.