Перейти к содержимому

Деловой этикет: как общаться с коллегами и начальством?

Деловой этикет в 21 веке – понятие размытое и постоянно меняющееся. Если для наших родителей правила делового общения в любой компании были примерно одинаковы, то в современных условиях они стали намного более гибкими. Несмотря на это, в каждом рабочем коллективе есть ряд установок, которые необходимо соблюдать.

Как правильно общаться с коллегами и начальством, приходя на новое рабочее место?

В Риме – как римлянин

Для начала вспомните, где вы находитесь, и кто вас окружает. Часто регион, с которым работает компания, или ее местонахождение определяет характер отношений между сотрудниками. Компании «западного типа», ориентированные на работу со странами Европы и Северной Америки, славятся лояльным отношением к организации рабочего процесса. К основным признакам таких компаний относятся:

  • отсутствие дресс-кода;
  • обращение к коллегам на «ты»;
  • вариативный график работы (прийти пораньше=уйти пораньше, и наоборот).

Антиподом подобных предприятий являются фирмы «восточного типа» (Средняя и Юго-Восточная Азия, Африка, Южная Америка), где порядки более консервативные и традиционные:

  • официальный стиль одежды/дресс-код,
  • отсутствие пирсинга и видимых татуировок;
  • обязательное соблюдение субординации (обращение на «вы» к начальству);
  • жёсткий регламент рабочего времени.

Редко встречаются компании, которые бы на 100% воплощали «западный» или «восточный» стиль. Тем не менее, знания регионального менталитета могут сослужить вам хорошую службу, если вы работаете в иностранной компании. Полезно будет почитать книги или статьи по межкультурному менеджменту, или, проще, пообщаться с «бывалыми» коллегами, которые на личном опыте успели пережить все рабочие моменты, касающиеся столкновения разных традиций.

По уставу жить – легче служить

Правила поведения в рабочем коллективе прописываются в кадровых документах, с которыми работодатель обязан ознакомить работника в день подписания трудового договора. Не поленитесь и прочтите эти документы внимательно от начала и до конца, чтобы полностью осознать, куда вы попали, и какие нормы вы обязаны соблюдать. Обратите внимание на такие документы, как:

  • правила внутреннего трудового распорядка компании;
  • должностная инструкция;
  • правила техники безопасности;
  • соглашение о неразглашении (о коммерческой тайне).

Ставя подпись, вы соглашаетесь выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями этих документов. В случае их невыполнения работодатель имеет право применить в ваш адрес штрафные санкции вплоть до увольнения. К этим правилам поведения стоит отнестись с должной серьезностью. Но это не значит, что негласные традиции компании достойны пренебрежения.

«Мой дядя – самых честных правил…»

Попав в рабочий коллектив многие сразу замечают, что этот маленький социум живет по своим законам, соблюдая особые ритуалы. Эти негласные правила складываются годами: некоторые из них уникальны для конкретной компании, а некоторые, наоборот, ценятся в любом коллективе.

К правилам хорошего тона относятся:

  • приветствие коллег при встрече в коридорах;
  • пунктуальность (не только при работе с клиентами и партнерами, но и в отношении коллег);
  • соблюдение дресс-кода (если таковой есть);
  • стук в дверь перед тем, как войти в кабинет, если за дверью более трёх человек;
  • ответ на электронное письмо в течение суток с момента прочтения;
  • вымытая посуда и уборка за собой после посещения кухни/столовой;
  • участие в корпоративных мероприятиях;
  • общий сбор денег на подарки коллегам;
  • запрет на флирт и проявление личных симпатий в стенах офиса;
  • запрет на использование интернета и социальных сетей в личных целях;
  • отказ от обсуждения личных отношений и проблем на рабочем месте (включая места общего пользования, такие как столовая или зона отдыха).

Любой коллектив – это уникально подобранная команда, которая способна создать и поддерживать приятную рабочую атмосферу. Некоторые компании разрешают сотрудникам отклоняться от привычного уклада в разумных пределах.

Приходя в новый коллектив, обязательно поинтересуйтесь, какие специфические правила существуют именно среди ваших коллег. Может быть, они предпочитают обедать всем отделом, или наоборот, установлена особая очередность? Можно ли слушать радио в кабинете, или лучше использовать наушники? Проследите за поведением своих коллег, и вскоре вы начнете понимать корпоративный сленг, войдете в новый режим и станете частью команды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.